Гуляла я давеча в сети и наткнулась на весьма симпатичные правила для заказчиков:
1. Нужно ТЗ. 2. Нет, без ТЗ я не смогу сказать, сколько это будет стоить и возьмусь ли я. 3. ТЗ — это не только название того, что надо сделать. 4. Да, обязательно надо указать срок. 5. Очень прошу, НАВСЕГДА ЗАБУДЬТЕ фразу «чем быстрее тем лучше». 6. «Как сможете» — это тоже не срок. Я смогу через пять лет. Вряд ли Вас это устроит :-) 7. На фразы по аське «сейчас отошлю новый заказ» — я могу зарычать. 8. У меня проверка почты настроена на каждые 10 минут. Ни одного шанса пропустить письмо. 9. Фразу «Послал новый заказ» следует писать после отсылки, а не до :-) 10. Если заказ не требует выполнения в течение часа, зачем напоминать
об ответе на письмо каждые 5 минут? Я отвечу при первой возможности.
Когда-нибудь было по-другому? 11. Каждый ответ «Нормально» на вопрос «Ну, как там дела?» удлиняет
срок присылки готового заказа примерно на 30 секунд и портит заказчику
карму. 12. Требование другого ответа на вопрос «Ну, как там дела?» удлиняет
срок присылки готового заказа на 5 минут минимум и портит заказчику
карму. 13. Карма некоторых заказчиков уже похожа на решето :-) 14. Я беру деньги за свое время, а не только за объем работы. 15. Мое время стоит не дешевле времени других специалистов моего уровня. 16. Я не умею читать мысли. 17. Я НЕ УМЕЮ ЧИТАТЬ МЫСЛИ. 18. Если заказчик о чем-то думал, но умолчал — это не «фрилансер накосячил», а платная доделка. 19. Изменения в ТЗ после отсылки заказа — это не «фрилансер накосячил», а платная доделка. 20. Посредники — чаще всего, зло. 21. Если посредник забыл передать фрилансеру какие-то детали — это не «фрилансер накосячил», а платная доделка. 22. Дорого — не заказывайте. 23. Дорого — не заказывайте. 24. ДОРОГО — НЕ ЗАКАЗЫВАЙТЕ. 25. Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надеетесь меня убедить в том, что «это стоит дешевле, потому что это сущий пустяк»? 26. Почему бы в таком случае не сделать самостоятельно? 27. Это не первый мой заказ. И даже не сотый. Может, хватит уже торговаться? :-) 28. Да, иногда я не беру заказы, просто потому что они мне не нравятся. 29. Без этого заказа я не умру с голоду. 30. Если принимает заказ третья сторона, комментарии посредника меня не интересуют. 31. Не интересуют. 32. НЕ ИНТЕРЕСУЮТ. 33. Кстати, сколько таких заданий посредник сам сделал? Ну-ка ссылочку на портфолио. 34. «Все неправильно!!!!!» — это не претензия. Это истерика. 35. Идеальный формат для претензий — «Исправить строку 4 на странице 16, вместо «а» поставить «б»». 36. Да, я работаю не только с Вами :-) 37. А также у меня полно знакомых фрилансеров моего профиля. 38. Поэтому если Вы подтвердили мне заказ и продолжаете искать «где
подешевле», Вы можете попасть в черный список у кучи народу. И здорово
испортить себе карму. 39. Нет, я не могу прислать готовый заказ сегодня, если срок послезавтра. 40. Нет, я не круглосуточно в онлайне. Я, как и все homo sapiens'ы,
ем, сплю и хожу в туалет. И делаю это в соответствующих местах, а не
перед монитором. 41. Нет, я не выполняю заказы по программированию, если я психолог. И наоборот тоже. 42. Не выполняю. Не выполняю. Не выполняю. 43. В принципе, конечно, могу и выполнить, мне не жалко. А за последствия не боитесь? :-) 44. Если мы с Вами когда-то работали, это не повод для душевных излияний по аське в три часа ночи. 45. Я не проверяю чужие работы. 46. Я не дорабатываю заказ по замечаниям левого человека, проверившего мою работу. 47. Если мне еще раз в 2 часа ночи придет SMS «отправил новый заказ на мыло» — я отправлю Ваш мейл в блек-лист. :-) 48. Прежде чем звонить мне с вопросами, прислал ли я то, что требовалось, проверьте почту и прочитайте новые письма